top of page

Почему нельзя получить хороший логотип через тендер?

Идея статьи родилась после участившихся приглашений принять участие в конкурсных закупках на разработку бренд-буков.

В чем проблема закупок способом запроса ценовых предложений?

Все банально - качественный продукт не стоит дешево. Всегда найдутся фирмы, предлагающие продукт сомнительного качества по доступной цене. Тем более это становится актуальным после прочтения крайне слабых технических спецификаций. Оно и понятно, их составляют не специалисты по брендингу. Недобросовестные поставщики этим пользуются, руководствуясь принципом "что заказали, то и получили".

Условия конкурса часто требуют разработки трех вариантов, к примеру, бренд-бука. Очевидно, что авторы конкурса не понимают, что разработка бренд-бука - это огромный труд, который должен быть оплачен. Агентство, которое подходит к созданию бренд-буков профессионально, никогда не пойдет на разработку двух "дополнительных" вариантов в подарок.

Что же получается? Объявляя конкурс на разработку нескольких вариантов логотипа или бренд-бука, вы сразу отсекаете профессионалов, которые выполняют свою работу добросовестно. Если такие люди все же подают заявку на участие, им приходится включать в стоимость конечного продукта те "дополнительные" варианты, что резко понижает их шансы выиграть в конкурсе (и даже если это случится, вы получите один товар по цене трех). Задайте себе вопрос: будете ли Вы участвовать в конкурсе, делая качественно тройную работу, заведомо зная, что проиграете с большой долей вероятности? Теперь понимаете, кто выигрывает ваши конкурсы? Сразу оговоримся, что компании, которые готовы понижать качество оказываемых услуг, пользуясь незнанием заказчика, мы не считаем профессиональными.

Читая технические спецификации, к примеру, по разработке логотипа, практически невозможно встретить внятные данные, которые необходимы для разработки логотипа. Нет информации о ценностях, идеалах компании, её миссии, корпоративной культуре, не определена целевая аудитория, не говоря уже о маркетинговой стратегии и позиционировании. Можно попытаться запросить эту информацию, но тут сработает бюрократия. Хотя таких документов зачастую и вовсе нет, а если они есть, то мало чем помогут, потому что составлены неправильно.

Вы - заказчик, а не дизайнер! Сначала проконсультируйтесь у специалистов.

В технической спецификации не стоит сосредотачиваться исключительно на технической стороне: писать о том, в каком формате должен быть файл логотипа, что его необходимо записать на диск, что бренд-бук должен быть распечатан на бумаге плотностью 220 г/м² и т.д. Лучше опишите, для чего он вам нужен, почему вы проводите ребрендинг и т.д.

Очевидно, что требования к поставщикам составляют люди, не имеющие ни малейшего представления о брендинге. Или же их представления основываются на том, что у нас принято называть "бренд-буком".

К большому сожалению, еще ни разу мне не доводилось видеть "правильный бренд-бук", разработанный казахстанскими специалистами. Правильный бренд-бук должен являться руководством к действию для маркетолога, он обязательно должен включать в себя философию бренда, ценности, определять целевую аудиторию (вплоть до портретов типичных представителей целевой аудитории), маркетинговую стратегию, методы и каналы коммуникации с целевой аудиторией, контент-маркетинговую стратегию и т.д. Самый полный бренд-бук, который мы разрабатывали, состоял из двух документов с общим количеством страниц более 700. На его разработку было потрачено 8 месяцев тесной работы с заказчиком.

Без полного погружения в бизнес клиента невозможно разработать эффективный бренд-бук. На тему, что такое бренд-бук и что он должен в себя включать мы обязательно подготовим отдельную статью, а пока отметим, что почти все разработанные в Казахстане бренд-буки представляют собой лишь руководства по использованию фирменного стиля с некоторыми элементами бренд-бука.

Сколько должно быть вариантов?

Меня часто спрашивают, сколько вариантов логотипа мы предоставляем. Мы всегда предоставляем только один вариант, но именно тот, который нужен вашему бизнесу. Чтобы подготовить этот единственный вариант мы не просто утверждаем стиль, и создаем несколько концептов, мы погружаемся в ценности, ориентиры и цели компании, изучаем рынок, конкурентов, проводим анализ предпочтений целевой аудитории и т.д.

Обращайтесь только к профессионалам.

Я понимаю, почему заказчики просят несколько вариантов. Сложно довериться специалистам, когда привыкаешь работать с непрофессионалами, которые просто создают "дизайн", а не айдентику.

Если вы заставите действительно отличного специалиста предоставить вам несколько вариантов, вы перегрузите себя выбором, ведь все варианты будут хороши. Вам может понравиться и первый вариант, и второй, и третий. Возможно, вы захотите "взять лучшее от всех" и объединить в один логотип какие-то элементы, но в итоге получится весьма сомнительный результат.

Обращаясь к специалисту, просто объясните, чего именно вы ждете от логотипа, кто ваши потенциальные покупатели, какой посыл он должен нести и т.д. Вы также можете выразить свои предпочтения относительно стилистики и цветовой гаммы будущего лого.

Обычные дизайнеры, далекие от айдентики, не способны предоставить правильное решение, поэтому перекладывают право выбора (и ответственность за этот выбор) на вас. А вы, не являясь специалистом в данной области, с высокой долей вероятности примете неправильное решение, даже если среди вариантов и попадется оптимальный.

Если вы действительно хотите эффективно развивать бизнес, ваша задача найти не исполнителя, который "нарисует" то, что вы хотите. Ваша задача найти профессионалов, которые предложат вам решение, а не "варианты"!

Избранные посты
Недавние посты
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • facebook
  • instagram
bottom of page