top of page

Кому брендинг за 1000 тенге?

Брендинг, платформа бренда, руководство по использованию фирменного стиля, лого-бук… Как ориентироваться в терминологии брендинговых агентств, заказать то, что нужно именно вашему бизнесу и не потратить время и деньги впустую?

Я решил подготовить несколько статей, которые расскажут вам о брендинге все, что нужно знать, чтобы защититься от непрофессиональных и недобросовестных брендинговых агентств.

 

Нужен ли брендинг вашему бизнесу?

Вы наверняка замечали, насколько популярны среди современных бизнесменов (особенно молодых) различные тренинги, семинары и книги о том, как добиться успеха в собственном деле. Авторы деловых бестселлеров и именитые коучи, помимо всего прочего, любят говорить о важности формирования бренда, о необходимости создания уникального логотипа и фирменного стиля, а также о положительном влиянии образа компании (бренда) на продажи товаров или услуг.

Я не собираюсь спорить и опровергать святую истину – брендинг действительно помогает повысить узнаваемость компании и продвигать ее продукт. Это очевидно для всех. И сегодня разве что бабушка, торгующая огурцами у остановки или рынка, не задумывается о собственном бренде.

Закон рынка никто не отменял, и спрос на услуги брендинга рождает все новые предложения и агентства. Брендинговые компании и отдельные специалисты появляются практически каждый день как грибы после дождя. Полиграфии включили в список своих услуг новый пункт – «разработка логотипа» - и штампуют «уникальные» изображения по нескольку десятков в день за весьма небольшие деньги. На satu.kz, например, огромный выбор «брендинговых агентств», и логотип можно получить всего за 1000 тенге.

Брендинг стал модным явлением и перспективной профессией. Создание образа компании поставлено на поток… Но проблема в том, что это не тот продукт, который можно производить на конвейере.

Конечно, еще ни одна компания в мире не закрылась по причине отсутствия логотипа или фирменного стиля. Небольшие продуктовые магазины, расположенные в жилых домах, работают и даже процветают, несмотря на свое «уникальнейшее» название «Нұр», или вообще без какого-либо названия. И вы удивитесь, но у них тоже есть свой бренд. Все хозяйки в округе знают, что именно в этот магазин по утрам завозят свежий хлеб из пекарни. Другой магазинчик популярен у определенной прослойки общества, благодаря тому, что горячительные напитки там можно получить в долг…

Бренд – это то, что люди (клиенты, потребители) думают о вашей компании. Вспомним слова гуру маркетинга Билла Макайтиса, который сказал, что "Бренд - это каждое отдельно взятое взаимодействие клиента с компанией". Хотите вы этого или нет, но этот образ формируется в сознании аудитории: с каждым разговором покупателя с вашим менеджером или продавцом, с каждым расширением или уменьшением ассортимента, даже с каждым просроченным пакетом молока на полке.

Так или иначе, процесс непрерывно идет. Хотите контролировать и управлять им, чтобы повлиять на то, каким будет ваш бренд? Тогда вперед! Решайте, чего именно вы хотите добиться, и выбирайте подходящее агентство.

 

Какие вопросы нужно задать себе, прежде чем заказывать брендинг?

Я убедил вас в том, что брендинг – полезная штука? Вы уже договариваетесь с крупным брендинговым агентством о сделке? Не торопитесь! Как уже было сказано выше, брендинг – сложный процесс, который включает в себя целый комплекс мероприятий. Причем унифицировать этот процесс невозможно, ведь у каждого бизнеса есть неповторимые особенности и свои цели.

Если вы не хотите тратить свое время и деньги попусту и намерены получить брендинг, который действительно работает, задайте себе несколько вопросов. Кстати, многие из этих вопросов вам зададут и специалисты по брендингу, с которыми вы будете работать. Конечно, если они профессионалы своего дела и предлагают качественный продукт.

1. Зачем вам брендинг?

Да, именно этот вопрос я задаю заказчику в первую очередь. Таким образом я пытаюсь понять, что из себя представляет бизнес, чем занимается, на чем хочет акцентировать внимание аудитории, какие цели ставит перед собой. «Хочу заработать/не прогореть/продать товар, который я закупил» - такие формулировки я за цели бизнеса не принимаю.

Вам нужно четко понимать, чего вы хотите добиться посредством брендинга. Если вам просто хочется украшать свои бланки красивым логотипом и раздавать брендированные блокноты клиентам и партнерам, вам не стоит обращаться за брендингом. Лучше сосредоточитесь на качестве вашего товара или услуг, поработайте какое-то время, наработайте постоянных клиентов, которые рекомендуют вас своим знакомым. Тогда вам будет легче понять, к чему стремиться, что выделяет вас среди конкурентов, в чем ваша миссия, на чем сделать акцент в брендинге.

2. Есть ли у вас желание, время и деньги на брендинг?

Не секрет, что услуги брендинговых агентств стоят недешево. Если ваш бюджет ограничен, вам тем более нужно хорошо продумать, что именно необходимо заказать: какие элементы фирменного стиля необходимы уже сегодня (пакеты или коробки для службы доставки), а с чем можно и подождать (брендированные ручки, флажки, блокноты).

Кроме денег вам потребуется уделить брендингу много внимания и времени. Думаете, нужно просто найти профессионалов, заплатить им, и благополучно получить готовый бренд через пару месяцев? Нет, так это не работает. Вам придется постоянно держать руку на пульсе, обсуждать варианты, выбирать один из предложенных, спорить, выслушивать другую сторону, объяснять, снова выбирать…

Брендинг – действительно трудоемкий процесс, к которому необходимо быть готовым морально и физически. А чтобы быть к нему готовым, следует четко понимать, для чего вам это нужно (см. первый пункт).

3. Соответствует ли содержание обложке?

Можно заплатить уйму денег, получить красиво оформленный увесистый бренд-бук, в котором восторженно говорится о вашей компании, но продолжать работать на уровне одноразового поставщика продукта сомнительного качества.

Поймите, что брендинг не нацелен на создание красивой обложки, чтобы «втюхать» людям непонятно что. Брендинг нужен для того, чтобы отразить сущность вашей компании, ее ценности, взгляд на жизнь и помочь ей развиваться/расширяться, не теряя своей философии и не изменяя своим убеждениям.

Серьезная компания, которая предлагает качественный продукт, тщательно следит за своими отношениями с клиентами, не боится признавать свои ошибки и стремится их исправить, будет работать и развиваться даже без логотипа и с названием «Жердынбиржерово». Но если продукт ругают все, кому не лень, продавцы и менеджеры хамят покупателям, и ваш юрист готовится к очередному судебному разбирательству с заказчиком, даже 500-страничный бренд-бук от лондонского агентства такой бизнес не спасет.

4. Кто будет отвечать за ваш бренд?

Представьте, что настал тот знаменательный день, когда вы наконец получаете свой долгожданный бренд-бук. Что вы с ним сделаете? Спрячете в шкафчик и благополучно забудете?

Целостность восприятия – вот, что дает брендинг. За счет этого бренд и работает: единый стиль рекламной и полиграфической продукции, форма сотрудников, стиль и методы коммуникации с аудиторией (от постов в соцсетях до ответа на телефонные звонки), общение с представителями СМИ и т.д.

Кто будет следить за выполнением всех стратегических установок и соблюдением правил позиционирования бренда? Далеко не каждая компания может позволить себе бренд-менеджера, еще большая проблема состоит в том, чтобы найти достаточно квалифицированного специалиста.

Во многих компаниях есть штатный маркетолог. Готов ли он взять на себя эту работу? Есть ли у него подобный опыт? Если нет, готово ли агентство, у которого вы заказываете брендинг, обучить вашего сотрудника всем этим «премудростям»? Все эти нюансы нужно продумать до того, как вы закажите брендинг.

 

Итак, вы удостоверились, что брендинг нужен вашему бизнесу. Вы четко понимаете, каких целей хотите достичь, вы прекрасно знаете, в чем ваше конкурентное преимущество, почему люди хотят и будут покупать ваш продукт. Вы решительно настроены сделать все правильно и продумали все до мельчайших деталей. Пора искать агентство, которое разработает для вас бренд-бук.

А вы знаете, что такое бренд-бук, что он включает в себя? В чем его отличие от лого-бука и руководства по использованию фирменного стиля? Нет? Вам стоит в этом разобраться, чтобы не получить в итоге тонкую тетрадку гайда по фирменному стилю по цене многостраничного бренд-бука.

Избранные посты
Недавние посты
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • facebook
  • instagram
bottom of page